Перейти в содержание Вестника РНЦРР МЗ РФ N12 том 4.

 

К 90-ЛЕТИЮ Л.Д.Линденбратена.

 

Интервью  профессора

Линденбратена Леонида Давидовича

1.                              Что повлияло на выбор профессии?

Примером для меня был отец - Линденбратен Давид Соломонович . Он был известным и уважаемым ленинградским врачом - рентгенологом. Уже в школьные годы я всегда интересовался обсуждаемыми в семье проблемами рентгеновской диагностики.

 

2.                              Кто Ваши учителя?

Окончив школу, я поступил в Военно-морскую медицинскую академию (ВММА). При прохождении курса рентгенологии я начал выполнять научную работу по изучению всасывания контрастных веществ из плевральной и брюшной полости, используя при этом рентгеновскую аппаратуру. Тема исследования была предложена начальником кафедры рентгенологии ВММА проф. Георгием Артемьевичем Зедгенидзе. Он явился моим первым прямым учителем.

 

3.                              Кого Вы считали авторитетом?

Наиболее авторитетным ученым-рентгенологом я считал проф. Самуила Ароновича Рейнберга. За руководство «Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов» он был удостоен существовавшей в те годы Ленинской премии. 4 ноября 1964 г. раздался звонок в двери моей квартиры. На пороге стоял С.А.Рейнберг, держа в руках это руководство. На заглавном листе был текст: «Дорогому моему научному внуку Леониду Давидовичу Линденбратену на добрую память от автора».

К числу авторитетных рентгенологов я относил также авторов хороших учебников, а также организаторов рентгеновской службы в союзных республиках (М.А.Иваницкая, А.А.Лемберг, В.С.Майкова-Строганова, Д.Г.Рохлин, В.А. Фанарджян и ряд других).

4.                              Кого я сейчас считаю авторитетом?

Критерии оценки личности ученых я не поменял. К ним я бы только добавил ряд ученых, которые активно работают в организации и функционировании научных обществ рентгенологии и радиологии.

 

5.                              Роль личности учителя в выборе профессии.

По окончании ВММА я был сразу назначен по рекомендации моего первого учителя проф. Г.А.Зедгенидзе старшим рентгенологом Главного госпиталя Северо-Балтийского флота в г. Таллинне (Эстония). Ни интернатуры, ни клинической ординатуры я не проходил.

 

6.                              Как прошли военные годы?

5 июля 1941 г. наш курс ВММА был включен в состав отдельной бригады морской пехоты, занявшей Ораниенбаумский оборонительный рубеж.Но 17 сентября по указанию И.В.Сталина была назначена эвакуация всех курсов ВММА из Ленинграда через Ладожское озеро. На буксируемой барже были размещены 134 слушателя старшего курса. Но через 10 миль пути баржа в упор была расстрелена немецкой авиацией и перевернулась. Почти все курсанты погибли. Наш курс ожидал эвакуации в лесном массиве, но был срочно возвращен в Ленинград. Учебные занятия были продолжены. Кроме того, мы принимали участие в тушении пожаров, возникавших при бомбардировках города (один курсант погиб). 28 ноября наш курс был привезен на берег Ладожского озера и по первому льду, чередующимся с разливами воды, прошел 36 километров до деревни Кобона. Далее предстоял долгий путь к станции Ефимовская, а затем переезд в г. Киров. Летом 1945 г. наш курс был возвращен в Ленинград* Мы продолжали обучение и участвовали в послевоенных восстановительных работах.

 

7.                              Ваш путь к физическому и интеллектуальному долголетию.

В период детства и юности-участие в спортивных мероприятиях (футбол, волейбол, коньки, лыжи). На протяжении дальнейшей жизни -систематическая игра в теннис и посещения катка. Но годы перестройки фактически прервали систематические занятия физической культурой. Интеллектуальному развитию способствовали: чтение художественной литературы, увлечение поэзией, учеба в музыкальной школе по классу рояля (в школьные годы), личное участие в драматической студии, посещение театров и концертов симфонической музыки. Конечно, большую роль в культурном развитии сыграла серьезная работа в школе (у нас были хорошие преподаватели). Убежден, что физическое здоровье поддерживалось отказом от курения и употребления алкоголя, а также правильно организованным отдыхом в период летних отпусков.

 

Но я убежден, что мое относительное долголетие в первую очередь связано с почти непрерывным врачебным, научным и преподавательским трудом. Прежде всего это удовлетворенность за правильное и быстрое рентгенологическое заключение при обследовании пациентов. Затем удовлетворенность за написание (лично или в соавторстве) руководств и учебников по радиологии. За прошедшие годы были изданы 10  учебников по медицинской радиологии для высших учебных заведений (1963,1968, 1969, 1974, 1975,1979,1984, 1986, 1993, 2000 г.г.) и 7 руководств для практических врачей (1957, 1960,1971,1973,1976,1983,1997 г.г.). Особенно хочу отметить книги по рентгенологическому исследованию печени и желчных путей (1953,1980 г.г.) и книги по рентгеновской и радиоизотопной диагностике заболеваний молочной железы (1965, 1975 г.г.), в которых были отражены первые данные по проверочным маммографическим исследованиям женщин.

 

Вы спрашиваете о наградах. Конечно, я благодарен за них. Прежде всего ордена: «Красная звезда», «Участник Великой Отечественной Войны 2-ой степени». Затем 21 правительственная медаль (в том числе медали «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги»). Затем три медали Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР (в том числе за разработку методики чтения рентгеновских снимков), «Премия Правительства Российской Федерации в области образования» (2001 г.), присвоение звания «Почетный профессор Рентгенологического научного центра радиологии и хирургических технологий (2006 г.), «Почетная медаль имени М.И.Неменова» (2007 г.), «Почетный знак имени Ю.Н.Соколова» (2008 г.). Кроме того, было еще много медалей и нагрудных знаков. Мне было приятно избрание меня почетным членом ряда отечественных и зарубежных радиологических обществ, а также избрание действительным членом Российской Академии Естественных наук (РАЕН) по секции «Гуманитарная наука и творчество» (1996 г.).

 

8.                              Перспективы развития медицинской радиологии.

Необходима перестройка всей системы лучевой диагностики - ее организации, технологии, подготовки кадров лучевых специалистов. Это может быть обеспечено лишь при следующих условиях: 1/Пересмотр основ руководства службой медицинской радиологии с обеспечением согласованной связи (тесного сотрудничества) Российской ассоциации радиологов и государственных органов; 2/Детальная разработка программы развития диагностической радиологии, ее новой нормативной базы и организации абсолютно необходимой системы подготовки квалифицированных кадров, включая создание Радиологического центра (университета или института с 2-3 факультетами); З/Решительное организационное укрепление связи со смежными дисциплинами (генетикой, биофизикой, биохимией, фармакологией, иммунологией) в целях своевременной диагностики молекулярно-клеточных нарушений, являющихся основой болезни, в том числе самых ранних стадий опухолевого процесса; 4/Разработка адекватной российским условиям системы радиологического скрининга и мониторинга в рамках превентивной радиологии. Сюда прежде всего относятся исследования молочной железы, исследования легких у мужчин (в особенности у пожилых курильщиков), исследования предстательной железы улице высоким уровнем специфического простатического антигена, проверочные обследования толстой кишки улиц пожилого возраста, лучевая денситометрия в группах высокого риска развития системного остеопороза.

 

9.                              Мои  увлечения

Моя жизнь случилась продолжительной. Как светлые, так и горькие воспоминания теснятся в душе. Лев Толстой недаром записал в дневнике: «...нет ничего тяжелее, чем воспоминания своей жизни». Но это не мешает мне радоваться достижениям мировой науки и скромными успехами в жизни и работе своих родных и друзей.

 

10.                          Династия продолжается.

 

·                                Семейная династия.

С гордостью вспоминаю главу династии - моего отца Д.С.Линденбратена (1896-1957 г.г.) Он был заведующим кафедрой рентгенологии в Ленинградском ГИДУВЕ и Главным рентгенологом Военно-санитарного управления Ленинградского фронта в годы ВОВ. С печалью вспоминаю недавно умершего моего брата -В.Д.Линденбратена (1925-2009 г.г.) - участника ВОВ, патофизиолога, заслуженного деятеля науки, члена-корреспондента Международной академии высшей школы, почетного профессора Дальневосточного государственного медицинского университета. Мне приятно видеть активную деятельность моего сына - А.Л.Линденбратена. Он врач по специальности «лечебное дело», профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель директора ФГБУ Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН.

 

·                           Достойная династия отечественных радиологов.

Я с глубоким уважением отношусь к товарищам по работе на кафедре рентгенологии и радиологии 1-го Московского ордена Ленина медицинского института им. И.М.Сеченова в период 1960-1992 г.г., достигшим в дальнейшем больших успехов в научной работе и в подготовке кадров радиологов (И.Н.Зальцман, А.В.Зубарев, В.В.Китаев, Э.В.Котляров, Н.И.Рожкова, А.П.Савченко, А.И.Шехтер, Л.А.Юдин и др.).

 

11.                          Что главное для становления специалиста?

Любовь к выбранной специальности, понимание ее значительности (у врача - это стремление добиться точного распознавания заболевания и успешного лечения пациента); 2/Постоянный труд по обогащению своих знаний и овладению новыми методами диагностики и лечения больных.

 

12.                          Когда интереснее работа - в темном кабинете или сейчас?

Лучшим для меня периодом профессиональной жизни была работа рентгенологом, когда я имел возможность личного контакта с пациентом, изучения его анамнеза, ознакомления с результатами клинико-лабораторного обследования, сопоставления их с новейшими данными рентгенологической литературы. С улыбкой вспоминаю обстановку рентгеновского просвечивания пациентов в темном кабинете, запах озона в воздухе, а иногда звуки кипения в рентгеновской трубке.

 

13.                          Пути  интеграции отечественной радиологии в мировое сообщество.

Интеграции отечественной диагностической радиологии в мировое сообщество могут способствовать:

·                                            Научные достижения отечественных радиологов;

·                                            Приглашение ведущих зарубежных радиологов к участию в научных конгрессах, конференциях и симпозиумах, организуемых в России;

·                                            Участие российских радиологов в зарубежных конгрессах и конференциях;

·                                            Публикация статей российских радиологов в зарубежной печати и статей зарубежных специалистов в российских журналах;

·                                            Зарубежная подготовка отечественных радиологов и, в том числе, направление молодых российских специалистов в ведущие зарубежные радиологические центры для ознакомления с организацией работы в них и с прохождением в них практики.

 

Организации действенной и успешной работы в данном направлении может способствовать Российская ассоциация радиологов.

 

ISSN 1999-7264

© Вестник РНЦРР Минздрава России

©  Российский научный центр рентгенорадиологии Минздрава России